Размер шрифта
Цвет сайта
Поиск
Обычная версия сайта
16 апреля, пятница
Версия для слабовидящих Обычная версия
ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ
Личный кабинет
ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ (авторизация в ЕСИА) ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ (без регистрации)
Авторизация позволит вам:
  • Обратиться к Правительству РК
  • Посмотреть изменение статуса вашего обращения
  • Посмотреть ответы на ваши обращения
  • Управлять учётной записью
Обобщение правоприменительной практики в рамках осуществления Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым полномочий по региональному государственному строительному надзору Административная ответственность за нарушения в строительстве

Обобщение правоприменительной практики в рамках осуществления Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым полномочий по региональному государственному строительному надзору

Административная ответственность за нарушения в строительстве.

 

 

Основные виды административных правонарушений в строительстве установлены статьями 9.4, 9.5, 14.28 КоАП РФ:

1) Статья 9.4 (ч. 1, 2, 3) «Нарушения обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)»:

- ответственность предусмотрена за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий, в том числе с учетом фактов причинения или создания угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

2) Статья 9.5 «Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию»

(состоит из 5 частей, предусматривающих ответственность совершение следующих нарушений):

- Часть 1: Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство;

- Часть 2: Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление ГСН органы власти извещения о начале строительства, реконструкции, либо неуведомление таких уполномоченных органов о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;

- Часть 3: Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление ГСН органами власти недостатков при строительстве, реконструкции;

- Часть 4: Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений о соответствии построенных/реконструированных объектов, выданных уполномоченных на осуществление ГСН органов власти (ответственности подлежат должностные лица органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию);

- Часть 5: Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (к ответственности может быть привлечено как лицо, допустившее эксплуатацию такого объекта (застройщик), так и лицо, фактически осуществляющее его эксплуатацию (арендатор).

3) Статья 9.5.1: «Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции,  капитального ремонта объектов капитального строительства»

4) Часть 6 ст. 19.5: невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление ГСН органа исполнительной власти.

Кроме того, административная ответственность в связи с осуществлением строительной деятельности предусмотрена и другими статьями КоАП РФ:

5) Статья 6.3:  Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

6) Статья 8.1: Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

7) Часть 3 ст. 9.16: Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

8) Статья 20.4: (ч.ч. 1 - 9) Нарушение требований пожарной безопасности.

9) Статья 19.4.1: Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля

10) Статья 19.7: Непредставление сведений (информации).

11) Статья 14.28: Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

За совершение административных правонарушений в строительстве предусмотрены различные виды административных наказаний:

Предупреждение (может быть назначено лицу за впервые совершенное административное правонарушение при условии, что оно не причинило вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, либо не создало угрозы причинения такого вреда);

Административный штраф (в зависимости от вида нарушения и субъекта ответственности от 500 рублей до 1 000 000 рублей (для ЮЛ за строительство без разрешения на строительство);

Административное приостановление деятельности (по строительству/реконструкции либо эксплуатации объекта, на котором совершено нарушение) на срок до 90 суток (такой вид наказания предусмотрен ч.ч. 2, 3 ст. 9.4, ч. 1 ст. 9.5, ч. 6 ст. 19.5). Применяется только в отношении ИП и ЮЛ и назначается судебными органами.

         При малозначительности совершенного административного правонарушения, при наличии установленных оснований и по усмотрению судьи или должностного лица административного органа, КоАП РФ допускает освобождение от административного наказания и его замену на устное замечание (ст. 2.9 КоАП РФ).

Наиболее часто встречаемые нарушения со стороны застройщиков (субъектов строительной деятельности, генподрядчиков) на территории Республики Крым – это нарушения, предусмотренные ст. 9.4 (в основном со стороны гепнодрядчиков), ч. 1, 2, 5 ст. 9.5 и  ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

В рамках контрольно-надзорной деятельности Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Статистика по нарушениям, выявленным Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Республики Крым с 09.09.2020 по настоящее время:

Статья/ часть статьи

КоАП РФ

Количество вынесенных постановлений (судебных решений) о привлечении к административной ответственности

Общая сумма наложенных штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях (в рублях)

Всего

Санкция в виде административного штрафа

Санкция в виде предупреждения

ч. 1  ст. 9.4

179

55

124

4 970 000

ч. 2  ст. 9.4

3

 

3

 

ч. 1  ст. 9.5

16

16

 

1 586 000

ч. 3  ст. 9.5

4

4

 

160 000

ч. 2

ст. 14.28

20

8

12

720 000

ч. 3

ст. 14.28

18

4

14

160 000

ВСЕГО:

237

87

153

7 596 000

        

Из приведенных данных следует, что самыми распространенными являются административные правонарушения, предусмотренные ст. 9.4 КоАП РФ, составляют порядка 63 % от общего количества от выявленных нарушений за указанный период.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство (ч. 1 ст. 9.5) – 18 %.

Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление ГСН органами власти недостатков при строительстве, реконструкции (ч. 3 ст. 9.5) – 5 %.

Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ч. 2 и ч. 3 ст. 14.28) – 14 %

Таким образом, самой емкой по допускаемым нарушениям является ст. 9.4 КоАП РФ, под эту статью  попадают:

-  нарушения требований утвержденной проектной документации,

- осуществление строительства по неутвержденной проектной документации,

- нарушение требований технических регламентов,

- нарушение обязательных требований строительных норм и правил, государственных стандартов,

- ненадлежащее осуществление строительного контроля,

- нарушение правил безопасности труда в строительном производстве,

- нарушение санитарно-эпидемиологических требований, требований пожарной безопасности при строительстве и организации строительных площадок.

Как показывает практика, на нарушения, предусмотренные ст. 9.5 КоАП РФ, застройщики зачастую идут сознательно, с целью ускорения строительства и сдачи объектов в эксплуатацию, и извлечения коммерческой выгоды.

В то время как нарушения по ч. 1 ст. 9.4 в большинстве случаев совершаются из-за недостаточно высокого уровня строительного контроля и низкой организации производственной дисциплины в подрядных организациях.

Министерством проводится на постоянной основе работа по оценке актуальности и полноты перечня и текстов правовых актов, содержащих обязательные требования, осуществляется мониторинг обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, применяемых при осуществлении Министерством мероприятий по контролю (надзору) и актуализация указанных перечней.

Типовые нарушения обязательных требований:

Наиболее типичными нарушениями, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ являются:

- выполнение работ на объектах капитального строительства с нарушением строительных норм и правил, подлежащих обязательному применению;

- отступление от проектной документации, прошедшей экспертизу;

- ненадлежащее осуществление строительного контроля при осуществлении работ.

В случае, если допущенные нарушения повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, то ответственность за данное правонарушение наступает уже по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ составляют строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Как показывает практика, застройщик в целях ускорения процесса строительства объекта начинает строительство его без разрешения. Следует отметить, что субъектами ответственности по ст. 9.5 ч. 1 может являться не только застройщик, но и иные лица, осуществляющие непосредственно строительные работы, так как обязаны удостоверится, что застройщиком получено соответствующее разрешение на строительство (реконструкцию).

Встречаются случаи неисполнения застройщиком требований, установленных частью 5 ст. 52 ГРК РФ, которая регламентирует, что в случае, если при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта должен направить в уполномоченный на осуществление регионального государственного строительного надзора орган извещение о начале таких работ с приложением необходимых документов.

Также к типовым нарушениям обязательных требований необходимо отнести:

- нарушение требований утвержденной проектной документации;

- не соблюдение требований охраны труда и техники безопасности при строительстве.

Необходимые меры в целях недопущения таких нарушений:

-  усилить строительный контроль в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации;

-  повысить квалификацию монтажников и инженерно-технических работников, осуществляющих организацию и руководство производственным процессом;

-    обеспечить работников специальной одеждой обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Создать службу по контролю, иметь обученных специалистов в области охраны труда, строго соблюдать требования действующего законодательства.

Проведя анализ правоприменительной практики можно сделать вывод о том, что наблюдается повышение правовой грамотности застройщиков и подрядчиков, которая проявляется в знании своих прав и обязанностей, полномочий Министерства, а также в знании процедуры осуществления регионального  государственного строительного надзора.

Таким образом, в целях недопущения совершения вышеперечисленных административных правонарушений со стороны застройщиков необходимо повышение контроля за сроками получения разрешений на строительство, извещения контролирующего органа о начале строительства/реконструкции, своевременным внесением изменений в проектную документацию и направления ее на экспертизу, а со стороны подрядных организаций – повышение качества строительного контроля и производственной дисциплины.

 

Карта сайта
Закрыть